Заговоры к святой равноапостольной елене. Все молитвы равноапостольной царице елене константинопольской

Не просто образ, изображенный на иконе. Когда я обращаюсь к лику с молитвами, то чувствую необыкновенную энергетику. Она дает мне необычайный заряд сил и энергии, помогает в исполнении самых сокровенных желаний. Я расскажу вам, в чем она помогает и как «работает».

Значение иконы Святой Елены: в чем она помогает

Икона Святой Елены помогает каждому, кто обращается к ней с искренними молитвами. Всякий, кто попросит о помощи, может найти спасение и усилить свою веру. Но при условии, что человек почитает Бога, следует его заповедям и несет свою веру в мир.

На иконе Елены святая изображена с младенцем, ее сыном. Оба персонажа держат в руках религиозный символ христианства - православный крест. В контексте данной иконы он символизирует поддержку и дарует помощь каждому человеку, который готов поддержать христианство, нести веру в Бога в своем сердце и полагаться на божественную волю, несмотря ни на что.

С какими просьбами верующие обращаются к иконе, чтобы получить помощь и божье благословение:

  1. В тяжелой финансовой ситуации, чтобы решить материальные проблемы и настроиться на волну изобилия, благополучия. Также в ситуациях, когда деньги срочно нужны, но нет возможностей, чтобы их получить или заработать (например, при серьезной болезни или при сборе денег на операции).
  2. Чтобы заручиться поддержкой и благословением перед началом какого-то сложного дела. Особенно, если человек не понимает, какое решение ему нужно принять, в каком направлении начать двигаться, совершать действия. Можно попросить в такой ситуации послать знак свыше, который и укажет верный путь.
  3. При застое в карьере, проблемах в бизнесе или на службе. Бывает, что человек прилагает множество усилий, но никакого продвижения в делах нет. В данном случае он может попросить помощи, чтобы его труды достойно вознаграждались.
  4. Политики - это тоже «целевая аудитория» иконы. Они могут просить успеха в своей политической карьере. Но лишь при условии, что цель их работы - улучшить жизнь масс людей к лучшему, усовершенствовать текущую политическую ситуацию. Если они идут в политику ради наживы и своих корыстных целей, о помощи у иконы просить не стоит.
  5. Святая Елена также покровительствует семьям и семейным ценностям. Поэтому к ней обращаются, когда нужна помощь в сохранении любви между супругами, в решении сложных брачных ситуаций.
  6. Молиться можно с просьбами исцелить бесплодие, послать здоровых детей. Также можно попросить о том, чтобы ребенок рос воспитанным, послушным, спокойным, чтобы не конфликтовал со своими родителями.
  7. Считается, что образ Святой Елены также покровительствует сельскому хозяйству, поэтому она помогает всем, кто занимается трудом на земле. Можно просить об увеличении урожая, плодородии, просить избавить от засухи и неблагоприятных климатических условий.
  8. Если человек страдает от какого-то заболевания, он может молиться об исцелении. Но не стоит забывать, что здоровье физического тела неразрывно связано и со здоровьем души, поэтому за ее чистотой следует следить, как и за своей нравственностью.

Текст молитвы, с которой можно обратиться к Святой Елене, следующий:

Посмотрите видео по теме:

Святая Елена в православии

Елена Равноапостольная - это константинопольская царица, которая прославилась тем, что вела активную деятельность по распространению христианства на земле. Благодаря ей удалось найти и сохранить великие иерусалимские святыни, в числе которых - Животворящий крест, Гроб Господень, а также многие другие святые реликвии.

В настоящий момент не удалось найти точных сведений о том, когда была рождена царица Елена. Но некоторые факты об ее жизнеописании историкам удалось найти. Вот несколько их них:

  1. Царица Елена в начале своего духовного пути просто помогала отцу. Она кормила и поила путников, которые останавливались в его трактире посреди долгой дороги. Именно там состоялось ее судьбоносное знакомство с будущим правителем Запада - Максимианом Геркулием. Несмотря на то, что она не отличалась благородным происхождением, он взял ее в жены, влюбившись с первого взгляда.
  2. В будущем равноапостольная царица Елена стала матерью великого правителя и императора Константина. Именно он принес в Римскую империю христианство и сделал его государственной религией.
  3. После восемнадцатилетия сына Елену разлучили с мужем политические распри. Историки полагают, что с этого момента супруги более не виделись. Тем более, что тогдашний император настоял на разводе. Мать смирилась с такой участью и отдала свою жизнь служению сыну.
  4. Сама Елена стала христианкой в достаточно пожилом возрасте - ей на тот момент исполнилось уже 60 лет.
  5. В преклонных годах Елена совершила паломничество в Иерусалим. На протяжении всего своего пути она вела миссионерскую деятельность - занималась благотворительностью, помогала страждущим и исцеляла больных.
  6. Смерть настигла Елену в 80 лет, когда царица скончалась в Палестине, рядом со своим сыном, который долго оплакивал гибель матери.

Елена прославилась тем, что тратила очень много сил и энергии на то, чтобы возродить и сделать известными палестинские святые места. Она жертвовала большие деньги на то, чтобы накормить бедняков и нищих. Сама трудилась, не покладая рук, в самой простой одежде, чтобы помочь всем, кто в этом нуждается.

А самый важный момент, который отмечают в православии - то, что именно Елена нашла Животворящий Крест и прислала его в Рим.

Многое пришлось перенести Елене - и разлуку с мужем, и смерти близких людей, в том числе горячо любимого внука, и множество унижений. Но она с честью выдержала все испытания, сделав огромный вклад в развитие и пропаганду христианства, за что и была причислена к лику святых.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В 17 лет Елена Васильевна Мантурова, дворянка по происхождению, была обращена к духовной жизни, увидев страшного змея, который собирался ее поглотить. Сильно испугавшись, она стала кричать и просить Пресвятую Богородицу спасти ее и дала клятву, что не выйдет замуж и уйдет в монастырь. Змий исчез. Елена Васильевна стала готовиться к поступлению в монастырь. Только лишь через три года батюшка Серафим Саровский благословил ее стать послушницей Дивеевской Казанской общины.

Преподобный Серафим Саровский всегда говорил сестрам общины, что Елена - это «Госпожа ваша! Начальница». Но эти слова очень смущали святую Елену, и она никак с ними не соглашалась.

Она трудилась вместе с другими сестрами, никогда себя не жалея, и даже втайне помогала другим сестрам. После того, как были возведены храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы, святая Елена была назначена ризнечей и церковницей и была пострижена в рясофор. Спустя некоторое время тяжело заболел ее брат Михаил. Батюшка Серафим пригласил к себе монахиню Елену и сказал, что Михаилу подошло время умирать, но он очень нужен батюшке в обители. И после этого благословил святую Елену умереть вместо своего брата. Только она вышла за порог келью святого старца, как упала, после этого она слегла и больше уже не вставала.

Икона царица Елена равноапостольная

Елена Равноапостольная

Святая Елена Равноапостольная в миру имела имя Флавия Юлия Елена Августа. Она была матерью Константина первого – императора Рима, которого Елена расположила к христианской вере. Это ее первая заслуга. В те времена знатная молодежь воспитывалась в языческом духе и полностью презирали христианство. Вторая заслуга царицы Елены это воздвижение Креста Господня.

Святая Елена старалась как можно больше распространить христианство. Знаменита она тем, что в Иерусалиме она осуществляла раскопки, благодаря которым под землей нашли могилу Господнюю, множество реликвий Страстей, а так же Животворящий Крест.

Елена Равноапостольная стоит в лике святых, приравнена к ученикам Иисуса Христа, огромным количеством церквей она почитается. Ее еще звали Еленой Константинопольской или царицей Еленой.

В 326 году Елена Константинопольская прибыла в Иерусалим, чтоб найти Крест Господень. Ей сказали, что язычники построили храм в честь Венеры на том месте, где Крест Господень зарыт в земле. Царица Елена приказала сломать здание. В земле нашли три креста и рядом табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтоб узнать, на котором кресте распяли Спасителя, их по очереди возлагали на мертвого. Два креста не оказали никакого действа. А вот при возложении третьего креста свершилось чудо, умерший воскрес. Вот так и узнали, какой из крестов крест Спасителя. За то, что мир обрел Животворящий Крест, царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Все люди захотели увидеть святой Крест, который совершил чудо. Тогда царица Елена и патриарх Иерусалимский Макарий воздвигли на возвышенном месте крест. И весь люд, видя воздвигнутый Крест Господень, молился со словами «Господи помилуй».

В честь этого события Церковью установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 27 сентября. Это великий праздник. Сейчас в этот праздник на середину храма торжественно выносят крест для поклонения.

Равноапостольная царица Елена на Голгофе построила храм Воскресения (и гроба) Господня, в котором на пасхальную ночь каждый год сходит благодатный огонь, построила храм на Елеонской горе, в том месте где Господь вознесся на Небо, построила храм в Вифлееме, где Господь родился, а так же в Хевроне, глее Бог явился Аврааму у Мамврийского дуба.

В настоящее время к Елене Равноапостольной обращаются с молитвами за ее заслуги по просвещению и распространению христианства, за то, что она была матерью великого императора, и просят, чтоб святая Елена помогла усилить веру.

Память святой Елены, матери римского императора Константина Великого, отмечают 19 марта и 3 июня.

Святая Елена издавна почитается православными христианами в России и Израиле. Молитвы перед иконой царицы Елены могут помочь вам очистить душу и изменить свою жизнь.

История иконы

Святая Елена жила в Риме в конце третьего века. Женщина была матерью римского императора Константина и за свою жизнь совершила множество великих дел, угодных Богу. Именно святая Елена основала храм Гроба Господня и провела раскопки на месте Его казни.

За свои деяния Святая Елена была приравнена к апостолам и канонизирована сразу же после своей смерти. Икона царицы была написана в начале 4 века. В настоящее время ее местонахождение неизвестно.

Описание иконы

На иконе царица Елена изображается с головой, покрытой белым платком. В одной руке святая держит православный крест, а другую прижимает к сердцу. Этот образ символизирует чистоту помыслов, необходимую каждому христианину, а также указывает на то, что только через любовь к Господу, своим ближним и всему миру можно спасти душу и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся иконе Святой Елены

Известно множество случаев, когда молитва перед образом святой Елены помогала людям изменить судьбу и добиться поставленных целей. Равноапостольной царице молятся:

  • об обретении материального благополучия ;
  • о помощи в новом начинании;
  • о продвижении по карьерной лестнице;
  • о получении высокого социального положения.

Молитвы иконе Святой Елены

«Светлейшая Елена, Крест Господень обретшая, почитание и память деяниям Бога сотворившая, молю тебя: не оставь мой зов, услышь молитву мою и обрати ко мне лик свой. О, пресветлая и благочестивая Елена, укрепи веру мою и укажи дорогу к признанию и богатству, дабы и делами, и словами прославлять Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

Эта молитва может помочь обрести стабильность и богатство.

«Пресвятая царица Елена, чистотой души вошедшая в Царствие Небесное, освяти путь мой своим неугасимым светом, защити душу мою от происков дьявола и помоги обрести истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Святая Елена, благослови деяния мои и позволь творить дела мои во славу Божию. Аминь».

Как выглядит икона

Помимо аутентичного образа святой Елены весьма распространена икона, на которой святая изображена вместе со своим сыном Константином.

Эта икона изображает святых, держащих Крест Господень, и рассказывает о вкладе матери и сына в развитие и распространение христианской веры.

Очистить свою душу и получить прощение грехов можно с помощью молитв святым . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

14.06.2017 06:02

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован...

Свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин (306-337), по-лу-чив-ший от Церк-ви име-но-ва-ние "рав-ноап-о-столь-ный", а во все-мир-ной ис-то-рии на-име-но-ван-ный Ве-ли-ким, был сы-ном це-за-ря Кон-стан-ция Хло-ра (305-306), пра-вив-ше-го стра-на-ми Гал-ли-ей и Бри-та-ни-ей. Огром-ная Рим-ская им-пе-рия бы-ла в то вре-мя раз-де-ле-на на За-пад-ную и Во-сточ-ную, во гла-ве ко-то-рых на-хо-ди-лись два са-мо-сто-я-тель-ных им-пе-ра-то-ра, имев-шие со-пра-ви-те-лей, од-ним из ко-то-рых в За-пад-ной по-ло-вине и был отец им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на. Свя-тая ца-ри-ца Еле-на, мать им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на, бы-ла хри-сти-ан-кой. Бу-ду-щий пра-ви-тель всей Рим-ской им-пе-рии - Кон-стан-тин - был вос-пи-тан в ува-же-нии к хри-сти-ан-ской ре-ли-гии. Отец его не пре-сле-до-вал хри-сти-ан в управ-ля-е-мых им стра-нах, в то вре-мя, как во всей осталь-ной Рим-ской им-пе-рии хри-сти-ане под-вер-га-лись же-сто-ким го-не-ни-ям со сто-ро-ны им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на (284-305), его со-пра-ви-те-ля Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) - на Во-сто-ке и им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Гер-ку-ла (284-305) - на За-па-де. По-сле смер-ти Кон-стан-ция Хло-ра сын его Кон-стан-тин в 306 го-ду был про-воз-гла-шен вой-ска-ми им-пе-ра-то-ром Гал-лии и Бри-та-нии. Пер-вым де-лом но-во-го им-пе-ра-то-ра бы-ло про-воз-гла-сить в под-власт-ных ему стра-нах сво-бо-ду ис-по-ве-да-ния хри-сти-ан-ской ве-ры. Фа-на-тик язы-че-ства Мак-си-ми-ан Га-ле-рий на Во-сто-ке и же-сто-кий ти-ран Мак-сен-тий на За-па-де нена-ви-де-ли им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на и зло-умыш-ля-ли его низ-ло-жить и убить, но Кон-стан-тин пре-ду-пре-дил их и в ря-де войн с по-мо-щью Бо-жи-ей раз-бил всех сво-их про-тив-ни-ков. Он мо-лил Бо-га дать ему зна-ме-ние, ко-то-рое во-оду-ше-ви-ло бы его вой-ско храб-ро сра-жать-ся, и Гос-подь явил ему на небе си-я-ю-щее зна-ме-ние Кре-ста с над-пи-сью "Сим по-беж-дай". Сде-лав-шись пол-но-власт-ным пра-ви-те-лем За-пад-ной ча-сти Рим-ской им-пе-рии, Кон-стан-тин из-дал в 313 го-ду Ми-лан-ский эдикт о ве-ро-тер-пи-мо-сти, а в 323 го-ду, ко-гда во-ца-рил-ся как един-ствен-ный им-пе-ра-тор над всей Рим-ской им-пе-ри-ей, рас-про-стра-нил дей-ствие Ми-лан-ско-го эдик-та и на всю во-сточ-ную часть им-пе-рии. По-сле трех-сот лет го-не-ний хри-сти-ане впер-вые по-лу-чи-ли воз-мож-ность от-кры-то ис-по-ве-до-вать свою ве-ру во Хри-ста.

От-ка-зав-шись от язы-че-ства, им-пе-ра-тор не оста-вил сто-ли-цей им-пе-рии древ-ний Рим, быв-ший цен-тром язы-че-ско-го го-су-дар-ства, а пе-ре-нес свою сто-ли-цу на во-сток, в го-род Ви-зан-тию, ко-то-рая и бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Кон-стан-ти-но-поль. Кон-стан-тин был глу-бо-ко убеж-ден, что толь-ко хри-сти-ан-ская ре-ли-гия мо-жет объ-еди-нить огром-ную раз-но-род-ную Рим-скую им-пе-рию. Он вся-че-ски под-дер-жи-вал Цер-ковь, воз-вра-щал из ссыл-ки ис-по-вед-ни-ков-хри-сти-ан, стро-ил церк-ви, за-бо-тил-ся о ду-хо-вен-стве. Глу-бо-ко по-чи-тая крест Гос-по-день, им-пе-ра-тор же-лал най-ти и са-мый Жи-во-тво-ря-щий Крест, на ко-то-ром был рас-пят Гос-подь наш Иисус Хри-стос. Для этой це-ли он на-пра-вил в Иеру-са-лим свою мать - свя-тую ца-ри-цу Еле-ну, дав ей боль-шие пол-но-мо-чия и ма-те-ри-аль-ные сред-ства. Вме-сте с Иеру-са-лим-ским Пат-ри-ар-хом Ма-ка-ри-ем свя-тая Еле-на при-сту-пи-ла к по-ис-кам, и Про-мыс-лом Бо-жи-им Жи-во-тво-ря-щий Крест был чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-тен в 326 го-ду. На-хо-дясь в Па-ле-стине, свя-тая ца-ри-ца мно-гое со-вер-ши-ла в поль-зу Церк-ви. Она при-ка-за-ла осво-бо-дить все ме-ста, свя-зан-ные с зем-ной жиз-нью Гос-по-да и Его Пре-чи-стой Ма-те-ри, от вся-ких сле-дов язы-че-ства, по-ве-ле-ла воз-двиг-нуть в этих па-мят-ных ме-стах хри-сти-ан-ские церк-ви. Над пе-ще-рой Гро-ба Гос-под-ня сам им-пе-ра-тор Кон-стан-тин по-ве-лел со-ору-дить ве-ли-ко-леп-ный храм в сла-ву Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Свя-тая Еле-на от-да-ла Жи-во-тво-ря-щий Крест на хра-не-ние Пат-ри-ар-ху, часть же Кре-ста взя-ла с со-бой для вру-че-ния им-пе-ра-то-ру. Раз-дав в Иеру-са-ли-ме ще-д-рую ми-ло-сты-ню и устро-ив тра-пезы для бед-ных, во вре-мя ко-то-рых са-ма при-слу-жи-ва-ла, свя-тая ца-ри-ца Еле-на воз-вра-ти-лась в Кон-стан-ти-но-поль, где вско-ре скон-ча-лась в 327 го-ду.

За свои ве-ли-кие за-слу-ги пе-ред Цер-ко-вью и тру-ды по об-ре-те-нию Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста ца-ри-ца Еле-на име-ну-ет-ся рав-ноап-о-столь-ной.

Мир-ное су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви бы-ло на-ру-ше-но воз-ник-ши-ми внут-ри Церк-ви нестро-е-ни-я-ми и раз-до-ра-ми от по-явив-ших-ся ере-сей. Еще в на-ча-ле де-я-тель-но-сти им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на на За-па-де воз-ник-ла ересь до-на-ти-стов и но-ва-ци-ан, тре-бо-вав-ших по-вто-ре-ния кре-ще-ния над от-пад-ши-ми во вре-мя го-не-ний хри-сти-а-на-ми. Эта ересь, от-верг-ну-тая дву-мя по-мест-ны-ми со-бо-ра-ми, бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на Ми-лан-ским Со-бо-ром 316 го-да. Но осо-бен-но гу-би-тель-ной для Церк-ви ока-за-лась воз-ник-шая на Во-сто-ке ересь Ария, дерз-нув-ше-го от-верг-нуть Бо-же-ствен-ную сущ-ность Сы-на Бо-жия и учить о твар-но-сти Иису-са Хри-ста. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра был со-зван в 325 го-ду Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в го-ро-де Ни-кее. 318 епи-ско-пов со-бра-лись на этот Со-бор, его участ-ни-ка-ми бы-ли епи-ско-пы-ис-по-вед-ни-ки в пе-ри-од го-не-ний и мно-гие дру-гие све-тиль-ни-ки Церк-ви, сре-ди ко-то-рых - свя-ти-тель Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский. Им-пе-ра-тор при-сут-ство-вал на за-се-да-ни-ях Со-бо-ра. Ересь Ария бы-ла осуж-де-на и со-став-лен Сим-вол ве-ры, в ко-то-рый был вне-сен тер-мин "Еди-но-сущ-ный От-цу", на-все-гда за-кре-пив-ший в со-зна-нии пра-во-слав-ных хри-сти-ан ис-ти-ну о Бо-же-ствен-но-сти Иису-са Хри-ста, при-няв-ше-го че-ло-ве-че-скую при-ро-ду для ис-куп-ле-ния все-го че-ло-ве-че-ско-го ро-да.

Мож-но удив-лять-ся глу-бо-ко-му цер-ков-но-му со-зна-нию и чув-ству свя-то-го Кон-стан-ти-на, вы-де-лив-ше-му опре-де-ле-ние "Еди-но-сущ-ный", слы-шан-ное им в пре-ни-ях Со-бо-ра, и пред-ло-жив-ше-му вне-сти это опре-де-ле-ние в Сим-вол ве-ры.

По-сле Ни-кей-ско-го Со-бо-ра рав-ноап-о-столь-ный Кон-стан-тин про-дол-жал ак-тив-ную де-я-тель-ность в поль-зу Церк-ви. В кон-це жиз-ни он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние, под-го-то-вив-шись к нему всей сво-ей жиз-нью. Скон-чал-ся свя-той Кон-стан-тин в день Пя-ти-де-сят-ни-цы в 337 го-ду и был по-гре-бен в церк-ви Свя-тых апо-сто-лов в за-ра-нее при-го-тов-лен-ной им гроб-ни-це.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Кpеста́ Твоего́ о́бpаз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к пpие́м,/ в цаpе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́pствующий гpад в pуце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́pе моли́твами Богоpо́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Креста Твоего образ узрев на небе, и, как Павел, услышав призыв не от людей, среди царей - Апостол Твой, Господи, царствующий град вверил в руку Твою; его и сохраняй всегда в мире, по ходатайствам Богородицы, Единый Человеколюбец.

Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Перевод: В сей день Константин со своей матерью Еленою Крест являют - всесвященное древо; оно - для всех иудеев бесславие, но оружие на противников верным [царям]. Ибо ради нас явилось это великое и в битвах грозное.

Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо святы́м Кресто́м// всю вселе́нную просвети́ли есте́.

Молитва равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, преди́внии и всехва́льнии ца́рие, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! К вам, те́плым засту́пником, возно́сим на́ши недосто́йныя моли́твы, я́ко ве́лие и́мате дерзнове́ние ко Го́споду. Испроси́те у Него́ мир Це́ркви и всему́ ми́ру благоде́нствие. Нача́льником му́дрость, па́стырем попече́ние о па́стве, пасо́мым смире́ние, ста́рцем жела́нное упокое́ние, муже́м кре́пость, жена́м благоле́пие, де́вственником чистоту́, де́тем послуша́ние, младе́нцем христиа́нское воспита́ние, больны́м исцеле́ние, вражду́ющим примире́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий. Приходя́щим в храм сей и моля́щимся в нем свято́е благослове́ние и всем вся по коего́ждо проше́нию поле́зная, да хва́лим и пое́м Благоде́теля всех Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! Изба́вите прихо́д сей и храм наш от вся́каго наве́та вра́жия и не оста́вите заступле́нием ва́шим нас, немощны́х (имена) , умоли́те бла́гость Христа́ Бо́га на́шего дарова́ти нам по́мыслов мир, от па́губных страсте́й и вся́кой скве́рны воздержа́ние, благоче́стие же нелицеме́рное. Испроси́те нам, уго́дницы Бо́жии, свы́ше дух кро́тости и смиренному́дрия, дух терпе́ния и покая́ния, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и сокруше́нии серде́чнем поживе́м, и та́ко в час сконча́ния на́шего благода́рно восхва́лим просла́вльшаго вас Го́спода, Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Всеблага́го Ду́ха, Тро́ицу Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святым равноапостольным царям Константину и Елене

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне Твоих угодников мольбами смиренную душу мою свободи.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Светом облиставшися Богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, Богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

Богородичен: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Возмездия Небесная получити потщался еси, темже зовущему, Богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе, Преблагий.

Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, Божественным распаляема желанием, Богоблаженная.

Богородичен: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Седален, глас 8

Чувства простер к Небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучим бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

С Небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя Единаго Сего почитати.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

И нравы Боголюбива и Божественными деянии досточудна, блаженная, была еси: сего ради верою тя славим.

Являеши крыемую леты многими ныне Божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

Богородичен: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, инаго не вемы.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю Богомудре, света исполнен был еси.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в Вышняя Царствия.

Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

Богородичен: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Собрал еси Богоносных отец блаженный лик преславно и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси единочестна славословити Рождшему, Слова и сопрестольна.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

Богородичен: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и, сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Деянии Божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

Богородичен: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом и, преставлься от земли к Вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Веселящуюся видящии с сыном тя Богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Яко чудно желание твое и нрав Божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во вся веки.

Богородичен: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю Божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоня и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия Вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда и десным овцам сопричти.

Светилен

Светильницы, просветившии вселенную всю благочестия верою, вы явистеся воистинну, Боговенчанне Константине и Елено славная. Вас возвеличившаго Христа песньми славословим, Дивнаго во святых.

Акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.

Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.

Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.

Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена "Сим побеждай", повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.

Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.

Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.

Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

«Силою Креста во брани, - ведал еси, богомудре Константине - Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.

Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.

Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.

Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии; радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.

Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.

Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.

Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.

Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.

Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.

Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: "Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа". Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.

Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.

Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.

Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.

Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.

Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.

Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.

Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.

Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.

Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.

Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.

Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.

Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.

Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.

Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.

Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.

Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.

Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».

Молитва первая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.