Роль школы в социализации ребенка. Как школа влияет на ребенка? Влияние школы на развитие ребенка

Марина Черных
Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка»

Тема родительского собрания :

«Влияние социума на развитие личности ребенка » .

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка .

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.

Одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.

Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами , которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией . В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность .

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры , к которым он принадлежит.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации , в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков . Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество , «врастания в человеческую культуру» , т. е. его социализация .

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов , принимающих участие в формировании ребенка как личности , их воспитательное значение различны .

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше , не любит его так и не заботится столько о нем.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников , учителей, школьные учебные предметы и дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности , которые в юности становятся главными средствами ее развития .

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается,особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка . В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста , когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка , а также на его внешнее поведение. В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности , настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности , которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям : порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу - учителями.

Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности , которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи , тем не менее, остается еще одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно- развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи , часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями установятся добрые , доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально -психологических взаимоотношений.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка , начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности , эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет) . Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности . И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка , связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании . Это - младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности , ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме . Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности , необходимо отметить решающую роль активности самой личности . Именно она трансформирует в себе все факторы : что-то принимает в них, а что-то нет.

К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор : профессии, партнера по браку, систем ценностей и т. д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т. д.

Когда рождается ребенок , то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность . Человек не рождается личностью , а становится ею в процессе развития : обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений .

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием : биологическое и социальное . Итак, формирование личности - это сложный , долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность . Это превращение происходит в процессе социализации человека , его интеграции в общество (социум , в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм , образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности , т. е. усвоение индивидом требований социума .

При рождении ребенок развивается в семье , в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды - дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации , компании друзей, дискотеки и т. д., в которых он формируется как личность .

Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

Ваш малыш пошел в первый класс. Естественно, в первую очередь вы думаете о том, как ваш ребенок будет учиться, сможет ли он контактировать со сверстниками, какой уровень знаний сможет получить ваш малыш в данной школе и так далее. Однако никто не задумывается о здоровье школьников.

Многие врачи и гигиенисты, исходя из данных статистики, утверждают, что количество школьников, отличающихся хорошим здоровьем , с каждым годом уменьшается. Около 90 % детей к выпускному уже имеют различные хронические заболевания. Некоторые дефекты в состоянии организма выявляются в период обучения. К ним можно отнести:

Близорукость;

Проблемы с желудком;

Нарушения осанки.

Помимо этого у детей развиваются неврозы, они получают различные травмы на занятиях по физической подготовке, наблюдается вегетососудистая дистония. Кроме того многие школьники в течение года могут несколько раз подхватывать инфекционные, кишечные и респираторные заболевания.

Миопия.

Самое распространенное заболевание органов зрения у школьников - близорукость . В редких случаях наблюдается дальнозоркость и астигматизм. Вызывают эти патологии слишком высокие нагрузки на глаза на уроках, а также при выполнении домашней работы, частое пользование компьютером и телевизором. Также не стоит забывать и о наследственности, которая играет в этом особую роль.

Если вы заметили, что ваш ребенок щурится, достаточно близко держит книгу или же часто говорит о том, что у него болят глаза, следует немедленно обратиться к окулисту .

  1. Ежедневно выполняйте с ребенком гимнастику для глаз, чтобы тренировать мышцы глаза.
  2. Стол, где ребенок делает уроки, должен быть оснащен хорошей лампой, а естественный свет должен быть с левой стороны.
  3. Следите, чтобы между учебником и глазами малыша было расстояние около 40 сантиметров.
  4. После школы у ребенка должен быть часовой отдых , не стоит заставлять малыша сразу же идти и делать домашнее задание.
  5. Если ребенок часто занимается уроками на компьютере, не забывайте рекомендаций офтальмологов – в день малышу разрешено быть у компьютера около тридцати минут.

Проблемы с желудком.

Очень часто школьники жалуются на боли в животе. В большинстве случаев это проявления гастрита, который вызывается бактерией под названием Helicobacter pylori. Ее можно обнаружить в желудке у 80 % людей. Но проявляется она лишь в том случае, если организм ослаблен. Школьники в период обучения испытывают на себе серьезную нагрузку в плане умственного напряжения, а также эмоционального. Кроме того в школе дети не имеют полноценного питания, их перекусы включают чипсы, сухарики и булочки, что в результате и приводит к развитию гастрита .

Если ваш ребенок жалуется на газы, периодическую тошноту и отрыжку - обязательно сходите с ним на прием к гастроэнтерологу .

Как предотвратить заболевание?

  1. Очень важно соблюдать режим приема пищи.
  2. Ребенок должен питаться только домашней пищей. Избегайте полуфабрикатов и различных газированных напитков. Помните, что особую нагрузку на желудок ребенка оказывает жирные, жареные и острые продукты.
  3. Если ребенок отличается повышенной возбудимостью, необходимо постараться уменьшить нагрузки на психику. Только в этом случае придут в норму и пищевые процессы.
  4. Если у малыша появилась изжога , можно использовать адсорбирующие препараты, которые уменьшат неприятные ощущения. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы пройти обследование и получить необходимое лечение.

Нарушение осанки.

В первом классе многие школьники, да и их родители, даже и не подозревают о том, что к старшим классам многие из них будут иметь нарушения в осанке . Только около 2 % школьников не сталкиваются с этой проблемой. Другие же сталкиваются с лордозами, асимметрией, сколиозами и остальными дефектами. Обусловлено это неправильной посадкой за рабочим столом, значительным весом рюкзаков, сумками на одно плечо, снижением активности. В результате этого получаем слабый мышечный корсет спины . Но, что самое удивительное, зная эту проблему, во многих школа никто не стремится исправить проблему несоответствия школьной мебели антропометрическим данным школьников.

Как предотвратить заболевание?

  1. Следите, чтобы при ходьбе ребенок держал спину ровно, голова всегда была приподнята, а лопатки развернуты.
  2. Не допускайте, чтобы школьник делал домашнее задание, сидя в кресле или лежа на кровати.
  3. Приобретите специальный ортопедический матрац .
  4. Отдайте малыша в спортивную секцию.


Респираторные заболевания.

Вирусные заболевания – частые гости школьников. И это не удивительно. Большое количество детей, находящихся в замкнутом помещении, которое оснащено искусственной вентиляцией и очень редко проветривается, способствует обмену вирусами между школьниками. Да и многие из них появляются в школе с насморком и кашлем. Если иммунитет ребенка не достаточно развит, он станет первой жертвой респираторного заболевания. Дети, обладающие более сильным иммунитетом, просто не заметят и не ощутят на себе никаких изменений, поэтому им намного проще влиться в окружающую среду школьной жизни.

Как предотвратить заболевание?

  1. Приучайте ребенка совершать ежедневные прогулки в течение 1-2 часов.
  2. Важно, чтобы малыш был приучен к гигиене – мытье рук с мылом, использование салфеток вне дома – все это поможет избежать попадания инфекции в организм.
  3. Обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом по поводу вакцинации против гриппа.
  4. Никогда не отправляйте ребенка в школу, если заметили у него первые признаки ОРВИ . Ваш ребенок не получит осложнений, да и другие дети останутся здоровыми.

Чтобы избежать различных заболеваний очень важно, чтобы ребенок правильно питался, вел активный образ жизни, укреплял иммунитет и следил за своим режимом. Благодаря этому ваш малыш сможет легко адаптироваться к школьным условиям и будет радовать вас крепким здоровьем.

Для многих людей совершенно очевидно, что качество образования определяется не только усвоенными знаниями и умениями, но и тем, каковы физические и психические ресурсы, затраченные на приобретение этих знаний. Вопросы здоровья российское педагогическое сообщество поднимает с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья детей в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с ним ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в процессе обучения несет образовательная организация.

Однако медицинская статистика показывает, что за время учебы здоровье школьников ухудшается в 4–5 раз . В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста серьезное место занимают нервно-психические дисфункции (38%), нарушение осанки (37%) и близорукость (30%), то есть так называемые школьные формы патологии. За время дальнейшего обучения 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза). Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска. При этом большая часть болезней является следствием образа жизни и напрямую связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.



Проблема. В чем же причины такого положения дел? Какие факторы школьной среды оказывают негативное влияние на здоровье ребенка? Как сделать образование здоровьесберегающим?

Известно, что болезнь – явление многофакторное. Здесь оказывают влияние и генетические факторы, и экологическая среда, и эпидемиологическая ситуация. Но основные причины медицина связывает с образом жизни человека: питанием, двигательной активностью, санитарно-гигиенической культурой, вредными привычками. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется таким факторам школьной среды , как горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания, медицинский контроль за здоровьем школьников.

Одним из факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, является снижение двигательной активности . Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников – в среднем 50,5 часов, тогда как продолжительность рабочей недели у взрослого человека составляет 41 час.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). Большинство детей ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома – перед телевизором и компьютером.

В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Безусловно, управление гигиеническими факторами школьной среды, организация питания и физической активности, повышение медицинского контроля за здоровьем школьников являются необходимыми способами профилактики заболеваемости. Кроме этого важен учет психофизиологических особенностей детей: их роста и телосложения при проектировании школьной мебели и ее расстановки в классе; возможностей произвольного внимания при определении длительности уроков или одного вида деятельности в нем и пр.

Однако посмотрим на проблему шире. Ведь достаточно часто соматическое нездоровье определяется психологическими факторами . Нередко в школе, особенно в выпускных классах, проявляется потребительское отношение педагогов (и даже родителей) к здоровью обучающихся – его приносят в жертву учебным достижениям. Школьные перегрузки – одна из причин и нервно-психических нарушений, и повышенной подверженности детей вирусным инфекциям. Перегрузка возникает при несоответствии объема, содержания, трудности учебной деятельности временны м условиям и психологическим возможностям ребенка. Многие педагоги в связи с этим предлагают пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста. Однако перегрузка возникает как в условиях завышенных учебных требований, так и в том случае, если учебная деятельность лежит вне интересов и мотивов ребенка.

«Врачи не раз отмечали распространение детской нервозности и связанных с ней осложнений, – пишет Ш.А. Амонашвили. – Однако они это приписывают в основном перегрузке учеников уроками и учебными заданиями и потому выдвигают требования о сокращении количества уроков на каждый день, о введении ежедневных уроков физкультуры, игр на чистом воздухе, об упрощении программ и учебников, об улучшении условий учебной работы в классе и т.п. Эти требования заслуживают того, чтобы отнестись к ним крайне внимательно и ответственно. Но давайте разберемся глубже. Ребенок может заболеть не только от того, что он перегружен – приходится каждый день работать по 6-8 часов над решением разных учебных задач, заучиванием текстов, но и от того, что постоянно переживает принуждение в педагогическом процессе . В домашних заданиях, в выполнении которых он не видит жизненного смысла, над ним довлеет опять-таки чувство принуждения. Дети «отбывают» обучение и в школе, и дома. Чувство принуждения есть, по моему убеждению, главная болезнь, источником которой является авторитарный педагогический процесс. На фоне этой болезни могут возникнуть и нервозность, и «недостаточность» познавательной активности. Симптомы этих болезней трудно установить, а результаты порой переходят в неизлечимые дурные черты характера, порой же имеют трагический исход. Всем этим психологическим отклонениям сопутствуют отклонения и в физическом здоровье ребенка».

Снижение мотивации учения – серьезный психологический фактор риска, влияющий на здоровье ребенка. На желании многих детей учиться в школе отрицательно сказывается существующая практика подготовки к школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены дошкольной учебой, что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…».

Когда учебная деятельность опирается не на естественные потребности ребенка (стремление познавать мир, быть взрослым, проявлять свою личность, переживать успех и гордость собой, быть значимым для других), а на долженствование и внешние мотивы (отметки, наказания, поощрения), не происходит полного включения в деятельность, реализации в ней собственных смыслов, личностного и творческого потенциала, а значит, целостного развития ребенка. Учение «вне интереса» – это исключение из духовной жизни ребенка высоких смыслов жизни, врожденного познавательного механизма, игнорирование эмоциональной и мотивационной сфер, а также «систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости тягучести течения времени».

К одному из важнейших психологических факторов риска также можно отнести стрессовый характер педагогических воздействий , порождаемых оценочной дисциплинарной системой, а также властные, авторитарные взаимоотношения учителя с учеником, предполагающие доминирование педагога, диктат, акцентирование внимания на ошибках и недостатках, требованиях и замечаниях. Эмоционально- отвергающий, унижающий ребенка стиль педагогического взаимодействия в начальной школе помимо постоянных переживаний ребенка ведет к снижению учебной мотивации, нежеланию ходить в школу, непринятию себя. Следствием становится нарушение формирования базового доверия к миру, личностные и эмоциональные нарушения, приводящие к заболеваниям психосоматического происхождения. В средней школе, особенно в период подросткового кризиса, у одних детей авторитаризм педагогов может вызывать протесты, бунтарство, отклоняющиеся формы поведения, у других (послушных) учеников он может порождать конформные (соглашательские, подчиняющиеся) стили поведения, способствовать формированию синдрома «выученной беспомощности». Все это влечет за собой психологический дискомфорт ребенка, внутриличностные конфликты, неадекватную самооценку, что в дальнейшем является источником психосоматических заболеваний.

Здесь нужно понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние полного физического, душевного и социального благополучия . А ведь ощущение благополучия зависит не только от биологических функций организма, но и от субъективного мира личности: доверия к себе и другим, чувства принадлежности, социальной поддержки. Кроме того, здоровье имеет уровневый характер: помимо физического и психического здоровья, характеризующих организм и психику человека с точки зрения нормального функционирования человека как биологического вида, выделяют психологическое и духовно-нравственное здоровье. Так, психологическое здоровье традиционно рассматривается как совокупность характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В его основе – внутренняя гармония, целостность личности. Суть духовно-нравственного здоровья – в соответствии индивидуальной траектории развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям. Два последних, более высоких уровня, «надстраиваясь» над предыдущими, используют их в качестве своей основы и, в свою очередь, оказывают влияние на физическое и психическое здоровье, обогащая (или снижая) их потенциал. Так, известно, что человек, уверенный в себе, имеющий осознанные жизненные цели, увлеченный своим делом, более устойчив перед стрессами, менее подвержен вирусным инфекциям и другим заболеваниям.

С позиции профессора Г.К. Зайцева, систему образования можно считать здоровьесберегающей в том случае, если она на каждом этапе созревания обеспечивает реализацию базовых потребностей человека , что создает условия для наиболее полного развития его способностей, познания собственной уникальности, безошибочного самоопределения в жизни и непроизвольного формирования в процессе самоактуализации основных компонентов здоровья.

Доктор медицинских наук, академик В.Ф. Базарный, много лет изучавший учебный процесс с точки зрения здоровья детей, делает вывод о том, что этот процесс, имея формально-рассудочную, вербальную основу, не способствует здоровью, поскольку строится: 1) на условно сигнальных, формально-логических принципах, отрешающих и отчуждающих мир чувств детей от животворного реализма; 2) на инструктивно-принудитель­ных принципах, подавляющих и закрепощающих волю и творческую инициативу детей и формирующих изначальное рабство в духе; 3) в условиях отрешенного от жизни замкнутого сенсорно обедненного кабинетного пространства; 4) на расчленяющем целостный план сознания узкоспециализированном предметном «урокодательстве»; 5) на основе глубокого чувственного и психомоторного подавления, закрепощения, вытекающего из «сидяче-слушающего» положения, жизни «в уме» и по книгам.

«Из базового учебного плана, – пишет В.Ф. Базарный, – фактически исключено все то, что возвысило нас в эволюции и сделало цельной нравственной, творческой и физически зрелой личностью: художественное и конструктивное рукотворчество. Исключена основа раскрепощения духовных потенциалов личности – технология чувственного восприятия и осознания мира, технология универсальной, одухотворенной в чувствах дидактики – технология искусства». Такая школа ориентирована против природы ребенка, против свободного развития личности, целостности ее сознания, а значит, против физического, психического, психологического, духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, рассматривая школу не просто как среду, которая не способствует возникновению заболеваний, а как здоровьеукрепляющую среду, необходимо ориентироваться на то, насколько она соответствует природе ребенка, способствует удовлетворению его потребностей, обеспечивает психологическую комфортность и возможность для самореализации. Учитывая, что сам человек, его образ жизни и мировоззрение существенным образом влияют на здоровье, школа также должна решать задачу формирования культуры здоровья, помощи учащимся в осознании собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его обеспечения.

Вывод. При ориентации образования на здоровье ребенка необходимо не только обеспечить выполнение в образовательной организации санитарно-гигиенических и психофизиологических требований, учитывающих состояние предметно-пространственной среды, нагрузку учащихся, организацию питания, режима труда и отдыха, физической активности, наличие медицинского контроля за здоровьем школьников, но и создать в образовательной организации педагогические и социально-психологичес­кие условия, соответствующие естественной природе человека (гуманные, нравственные взаимоотношения, разнообразная личностно значимая деятельность), способствующие удовлетворению детьми социальных и духовных потребностей, их личностному развитию и самореализации.

Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.

По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.

От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.

Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.

Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.

Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.

Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.

За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.

Страница 1

Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей – от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы ни семьи учащихся – непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи – на этой основе идет их сближение.

Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества

Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности.

Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Другое на сайте:

Вывод
Из всего выше сказанного следует, сто спор это искусство. Человек, который вступает в Спор, должен владеть им. Владение этим искусством является важным аспектом нашей деловой жизни. Человек, который вступает в спор должен всегда действо...

Развитие способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в котор...

Подходы к изучению структуры индивидуальности
В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева. Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуал...