Какие факторы влияют на развитие сознания. Факторы, влияющие на наше сознание

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества – опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что – зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.

Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии – грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё – объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств – эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка – энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Качества природы

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.


Изменение судьбы

«Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему».

Альберт Эйнштейн

Духовный мир – мир возвышенных отношений. Духовный прогресс – это прогресс отношений. Материальный мир – это пространство, в котором мы учимся возвышенным взаимоотношениям друг с другом. И именно возвышенным отношениям друг с другом, возвышенному бескорыстному отношению к миру нас учат здесь все законы Природы.

Поэтому восточная психология утверждает, что источником успеха во всех сферах жизни являются правильно выстроенные взаимоотношения.

Причиной хороших отношений является ваша культура.

Культура – это внешнее проявление вашего характера.

Характер формируется из привычек.

Ваши привычки - это следствие ваших поступков.

Поступки рождаются из мысли.

Мысли рождаются из желаний.

Желания тесно связаны с качествами.

Желания человека произрастают из системы его внутренних ценностей.

Очевидно, что завистливый, жадный, эгоистичный человек желает одного, а добрый - совсем другого. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми мы живем. Наши ценности и качества во многом зависят от круга нашего общения и от качества тех энергий, которые воздействуют на наше сознание. Контакт с качеством благости и общение со святыми людьми возвращают нам чистые и высокие ценности. Поместив себя в восходящие потоки качества благости и избегая нисходящих потоков страсти и невежества, человек будет постепенно мыслить, говорить и действовать на все более высоком духовном уровне, и вся его жизнь будет переходить на все новый, более качественный уровень.

Наши мысли рождаются из наших желаний, желания же зависят от нашего мировоззрения и устремлений. На самом глубинном уровне наше мировоззрение и устремления на 90% зависят от нашего соприкосновения с теми или иными качествами материальной природы: от того, когда мы ложимся спать и когда мы встаем; от того, какую пищу мы едим; от того, с кем и как мы общаемся; от того, с какой информацией мы соприкасаемся и т.д.

В действительности, наш духовный прогресс на 90% зависит не от нас самих, а от качества нашего общения, от того, с какими энергиями мы соприкасаемся. И только на 10% наш духовный прогресс зависит от наших собственных усилий или от нашего выбора.

У нас есть выбор – с кем нам общаться, в какое течение нырнуть, и сила течения сама принесет нас в определенное место. Не стоит недооценивать силу течений или качеств природы и переоценивать собственные силы. Например, если свежий хрустящий огурец поместить в банку с рассолом, то, как бы он ни пыжился, через несколько дней он станет соленым огурцом. Или если металлический прут поместить в огонь, то через некоторое время он сам приобретет свойства огня: будет светиться, обжигать и воспламенять предметы. Вопрос не в пруте и не в огурце, а в том, в какой среде они находились. Находясь в том или ином окружении, мы приобретаем соответствующие свойства и качества характера, в соответствии с которыми выстраивается последующая наша образовательная программа – судьба. Через дурное общение человек развивает в себе низкие типы стремлений, которые дают ему очень тяжелый характер. Тяжёлый характер – тяжелая судьба.

Подводя итог, можно сказать, что от нашего общения зависит наше мировоззрение, которое направляет в то или иное русло всю нашу судьбу. Три качества природы равномерно влияют на все живое в окружающем нас мире, но человеку дано право выбора: прогрессировать или деградировать, то есть, он может выбирать, под влиянием каких качеств ему находиться. Если вы не сделаете этот выбор сами, то его сделают за вас другие.


Три типа психики

Всегда интересно наблюдать подтверждение древних эзотерических знаний современной наукой. Это только лишний раз подтверждает их истинность и убеждает нас в том, что истинная религия и истинная наука не противоречат друг другу: Истину можно познать как с помощью нисходящего (откровение), так и с помощью восходящего (исследование) методов познания.

Давайте же посмотрим, как ученые обнаружили проявление трех качеств природы и к каким выводам они пришли в результате этого. В середине 80-х годов XX в. сотрудниками Института теплофизики СО АН был проделан «шуточный» эксперимент с муравьями, проторившими путь к чайному столику, где хранились печенье и сахар. На муравьиной тропе поставили «мины замедленного действия» – капли сладкого чая с добавлением этилового спирта. Эффект был потрясающим: муравьи «напивались» до такой степени, что уже не держались на своих шести ногах и теряли всякую ориентацию в пространстве. Но не это зрелище поразило экспериментаторов (такое они видели среди своих сограждан неоднократно). Их поразило то, что примерно 1/4 или 1/3 муравьев никакими усилиями нельзя было заставить попробовать хмельное пойло: они всячески упирались, когда их подталкивали к хмельной и сладкой капле, и тут же удирали, когда препятствие убиралось. Более того, они пытались спасать своих обезумевших собратьев, раздувшихся от «злоупотребления» коварным угощением. Обхватив передними лапами пьяного сородича, они пытались оттащить несчастного. «Ну, совсем как у людей!» – удивлялись экспериментаторы. Действительно, совсем как у людей!

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию: «…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25–30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…».

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики - когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерны страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики – тип воинствующего эгоиста, «супермэна», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики - «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью природы, готовый жертвовать своими временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист – антипод воинствующего эгоиста.

Три качества материальной природы – благость, страсть и невежество являются тонкими всепроникающими энергиями и всегда в том или ином соотношении присутствуют в сознании человека, но при определенном воздействии это соотношение может измениться, трансформируя поведение и психику человека.

Эта метафизическая наука хорошо известна руководителям тайного мирового правительства («получившим посвящение в ложах деструктивной направленности»), и они успешно используют это знание в своих целях, накачивая СМИ информационными потоками страсти и невежества с целью трансформации психики человека до управляемого животного уровня. Все это приводит и к пониманию природы наркозависимости: продажа и распространение алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению. Все, что я хочу сказать, это то, что человечество «опускают» на строго научной основе. Другое дело, что эта наука пока далеко не всем известна, поэтому моя цель – дать читателям правильное понимание происходящих процессов, а также необходимое знание, с помощью которого вы можете противостоять негативному информационному воздействию.

В современном мире именно СМИ направляют развитие нашей цивилизации в то или иное русло. Качество окружающего нас информационного поля незаметно, но верно изменяет и наше сознание, и всю нашу психику в целом. И за примерами ходить далеко не нужно: народы России ценила и поддерживали советскую власть потому, что она всячески пропагандировала альтруистический, человеческий тип психики, вдохновляя людей на бескорыстную помощь друг другу.

Яркими воспоминаниями моего детства являются наши пионерские мероприятия, уроки общественно-полезного труда в школе, шефство над детским садом и забота о природе. Когда мы жили на Урале, во время морозов мама часто просила меня посыпать песком обледеневшие дороги и вырубать топориком ступеньки в спуске к магазину, чтобы люди не падали. Больше всего я благодарен своим родителям именно за то, что они, как искренние советские граждане, привили мне вкус к бескорыстной помощи окружающим, а также за то, что они практически не употребляли спиртного.


Сила внутренней чистоты

«Меч всегда будет побежден духом».

Наполеон

Если посмотреть на ход развития Второй мировой войны, Франция капитулировала уже через неделю, Дания - через полтора дня после начала военных действий на их территории и т.д. И дело не в том, что немцев было больше, чем французов. Фактически, Гитлер с ходу захватил всю Европу только потому, что она была уже развращена потребительским отношением к жизни.

Когда человека интересуют только собственные удовольствия, то его не особо волнует, кто там захватил власть, лишь бы у него не отнимали его пиво, секс и телевизор (а тираны совсем и не собираются отнимать у людей их животные удовольствия – наоборот: они культивируют их). Под влиянием потребительского отношения к жизни человек предсказуем и воюет только тогда, когда ему выгодно, то есть за деньги. Саму суть наемных армий хорошо продемонстрировал один интересный репортаж во время недавних военных событий в Ираке: в один из дней американские солдаты отказались идти в атаку, потому что утром на завтрак не получили положенный по контракту апельсиновый сок и, к тому же, уже две недели им не выдавали туалетной бумаги! Если наемникам не создать хороших удобств и не заплатить, то они просто не будут сражаться. Гитлер хорошо стимулировал свою армию, поэтому он рассчитывал, что и Россию пройдет с танками до самого Урала максимум за два месяца. Но он просчитался.

В отличие от слабой и развращенной Европы, практически вся наша огромная страна встала на войну с фашизмом. Гитлер был в шоке, когда в донесениях с линии фронта слышал, что в России даже дети и старики бросаются под танки с гранатами с криком: «За Родину!». В других странах он с этим не сталкивался: там больше боялись не за Родину, а за свою шкуру. Русские же стояли не на жизнь, а на смерть. Защитники Брестской крепости, находясь уже в глубоком тылу противника, в полной изоляции и без каких-либо шансов на победу почти два месяца держали круговую оборону, пока не был убит последний солдат.

В Новороссийске не было ни одного квадратного сантиметра, не нашпигованного свинцом, и все же его защитники в нечеловеческих условиях сдерживали натиск противника.

Фашизм был остановлен именно высокой силой духа советского народа. Наши деды и прадеды, не задумываясь, отдавали жизнь ради блага будущих поколений. Ими двигала ВЫСОКАЯ ИДЕЯ.

Чем выше устремления человека, тем большей внутренней силой он обладает. Поэтому и говорится, что «чистота – это сила!». Или: «Наше дело – правое, (поэтому) мы победим!» Именно чистота помыслов и высокие нравственные устремления (человеческий психотип личности) являются главной отличительной чертой и источником силы российского народа, на уничтожение которых и направлен весь «План Даллеса» и массированная информационная пропаганда потребительского образа жизни.

Одной из социальных реалий Европейского Севера является интеллигенция, и осмыслить культуру региона в полном объеме невозможно без изучения его образованного слоя, который, с одной стороны, является созидателем и распространителем "духовных благ", с другой стороны, сам есть результат культуры края.

Историческии процесс - явление многоплановое, многоаспектное, и в зависимости от взаимодействия различных факторов - природно-географических и климатических условий, геополитического положения, религиозных воззрений, сложившихся социально-политических отношений и уклада эконотлической жизни - разные сообщества идут по своему пути развития, имеют специфические закономерности конкретно-исторического развития1. Россия, имея сходные с Западом черты развития, вместе с тем является своеобразным историческим феноменом. Однако Россия отличается уникальным многообразием экономического, социального и духовного развития многочисленных регионов, наличием различных ментальностей. Всесторонний, комплексный анализ культурно-исторического прошлого России невозможен без дополнения их региональными исследованиями и разработками. Одним из заповедных уголков России является Европейский Север. Это не только и не столько понятие, обозначающее определенную территорию, географическую местность, сколько социокультурная общность, которая формировалась в особых условиях и отличается своими социально-психологическими характеристиками от остальной части россиян. На отличие северорусской народности от населения центральных и южных районов России указывали многочисленные исследователи Севера. Своеобразие природно-географических условий, духовных истоков, роль и место, которые играл Север в общероссийской политике, наложили отпечаток на форму общественного самосознания, стереотип поведения северного населения.

Одной из социальных реалий Европейского Севера является интеллигенция, и осмыслить культуру региона в полном объеме невозможно без изучения его образованного слоя, который, с одной стороны, является созидателем и распространителем "духовных благ", с другой стороны, сам есть результат культуры края.

Проблема вклада северной интеллигенции в развитие региона имеет давнюю исследовательскую традицию. Изучается профессиональная и просветительская деятельность различных ее групп, выдающихся представителей. В контексте анализа культурных процессов, проходивших на Севере, получают освещение история функционирования научных, художественных, педагогических, медицинских и других учреждений и организаций, в которых активное участие принимала северная интеллигенция. Вместе с тем, чрезвычайно немногочисленны публикации, посвященные изучению психологии интеллигенции, степени ее интеллектуального и духовно-нравственного развития. Анализ "внутренних устоев" интеллигенции, ее сознания позволит дать более объективную оценку ее вклада в развитие региона, определить общественно-политическую позицию, ответить на вопрос: способна ли она была существенно изменить к лучшему ситуацию в крае, воздействовать на сознание северян.

Прав П. Сорокин, который писал, что "без знания общества и культуры, в которых рождается и растет индивид, никакие его личные качества... не могут быть поняты; вся его ментальность, манеры и нравы, его стиль поведения и образ мысли совершенно непостижимы"2. Чтобы осмыслить поставленную проблему, необходимо воссоздать социокультурный фон, среду, в которой зарождалась и формировалась северная интеллигенция, выяснить, какие факторы оказали влияние на становление ее душевного склада, мировоззрение и стереотип поведения.

Длительное время в советской исторической литературе была доминантной мысль, что интеллигенция - это социальная прослойка, которая рекрутируется из различных классов и в зависимости от социального происхождения и материальных условий жизни примыкает либо к господствующему классу, либо к народным массам. Вместе с тем еще в начале XX века авторами нашумевшего сборника "Вехи" (Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и другими), а также русскими мыслителями Г. П. Федотовым, Ф. А. Степуном, И. А. Ильиным и многими другими, волею судьбы оказавшимися после октября 1917 года в зарубежье, высказывались альтернативные суждения3. Феномен интеллигентского сознания они выводили из взаимодействия двух факторов: ментальности русского человека, носителем которой являлась интеллигенция, и, как результат, западноевропейской учености и образованности. По мнению уважаемых философов, глубокое религиозное сознание русского человека с его мечтами "о царстве Божием на земле", исканиями абсолютного добра и справедливости было присуще русской интеллигенции. Она, механически и догматически усвоив идеи западных просветителей, все свои силы направила на борьбу за светлое будущее, на реализацию "идеи освобождения народа" и делала это "чисто по-русски", с глубоким религиозным фанатизмом и нетерпимостью. Трактовка интеллигенции как "воинствующего монашеского ордена, мечтавшего облагодетельствовать человечество и установить рай на земле", сужает границы этого понятия. К интеллигенции причисляется только ее революционная часть, тогда как за пределами остается большая часть работников умственного труда, которые честно и добросовестно выполняли свой профессиональный долг, наращивая культурный потенциал России. Вместе с тем, глубоко верна мысль, что интеллигенция любой страны есть результат и следствие культуры своей страны, носитель психологии и мировоззрения своего народа.

Интеллигенция Европейского Севера - одна из региональных групп общероссийской, и ей присущи те же закономерности развития, сущностные качества и черты. Вместе с тем она результат той социальной и духовной среды, в которой складывалась. Процессы экономической модернизации проходили на Севере, ввиду его отдаленности от основных промышленных центров, более замедленными темпами. В связи с этим интеллигенция как социально значимая группа появляется здесь лишь на рубеже XIX-XX веков. Но и в начале XX века общая численность ее была незначительной. К 1914 году удельный вес интеллигенции на Севере был чрезвычайно низок и составлял в среднем 0,7 процента, в сельской местности - 0,4 процента4, тогда как в России, по различным оценкам - от 1,5 процентов до 2,2 процента5. Преобладание аграрного типа производства, отдаленность от крупных культурных центров замедлили проникновение в интеллигентское сознание модернистских, революционных идей. Чрезмерно политизированной и идеологизированной интеллигенции на Севере было мало. Это объясняется не только отдаленностью региона от центров большой политики, но и малочисленностью на Севере рабочего класса, в среде которого наиболее популярны были революционные взгляды. Основную массу жителей северных окраин составляло крестьянство, которое жило своим миром и в довольно сносных условиях, зажиточно по сравнению с земледельческим населением центральных губерний. Северное крестьянство не знало крепостного права, порабощения личности. Здесь жили государственные и удельные крестьяне. Дворянское землевладение также не было развито в этих краях, соответственно, незначительным по количеству было и дворянское сословие, которое в центральных районах длительное время было основным источником комплектования работников умственного труда. На Севере массовые отряды интеллигенции пополнялись из местного мещанского и крестьянского населения. Вышедшая из народа, близкая к нему по уровню и условиям жизни, северная интеллигенция унаследовала социально-психологические черты, присущие всей северорусской народности.

Какие ментальные черты она унаследовала и какие факторы способствовали складыванию особого образа мировосприятия северян и их интеллигенции в том числе - предмет наших дальнейших рассуждений. Тема эта не нова. К ней обращались многие исследователи. Т. А. Бернштам, С. В. Максимов, М. А. Островская, А. Я. Ефименко, В. В. Крестинин объясняют психологию северного человека особенностями природно-географических условий, колонизационным процессом, геополитическим положением, укладом жизни северной крестьянской общины; С. С. Щекина - традициями семейного воспитания поморов; Н. М. Теребихин детально и всесторонне анализирует истоки духовного мировосприятия населения Европейского Севера6. Попытаемся представить в системе имеющиеся размышления и дополнить их своим видением проблемы.

Характер и волевые качества северян формировались под воздействием природно-климатических условий. "Суровость климата, а вследствие того скудость почвы, которая способна произращать только один ячмень, всегда не дозревающий, плохого качества и в малом количестве, наконец, близость к морю отвлекают от домашних работ и приурочивают к странствиям в дальнюю сторону", - писал С. В. Максимов о жителях Усть-Цилемы7. Действительно, Север - район крайне неблагоприятной природно-географической и климатической зоны. Скудность почв, обилие болот, чрезмерное количество выпадающих осадков, малое количество солнечных дней в году сделали этот регион чрезвычайно неблагоприятным для занятий земледелием. Так, в Архангельской губернии в среднем 48,8 процента площадей в начале XX века занимали болота и только 1 процент земель, в основном - в южных уездах, имели сельскохозяйственное значение8. Плохие погодные условия не обеспечивали устойчивого урожая. Северяне не могли прокормиться от земли круглый год. Вместе с тем близость к морю, обилие лесов, богатых дарами природы и живностью, множество рек способствовали развитию морского зверобойного промысла, охоты, рыболовства. Поморы рано начали осваивать судостроение и мореплавание и, по мнению бывшего вице-губернатора С. И. Трубина, "даже норвежцы учились у русских" этому искусству9. С давних времен поморы пускались в дальние морские плавания, налаживали торговые контакты с соседними северными европейскими странами. Тот же С. И. Трубин в своих очерках пишет, что, задолго до появления Эдуарда Ченслера на берегах Белого моря, "в начале XV века в Холмогорах была ярмарка, на которой торговали мехами. Смелые промышленники доходили до реки Иртыш. А в 1495 году посланный для переговоров с Данией Григорий Истома добрался до Трондгейма, а оттуда сухопутным путем до Дании"10. Таким образом, в отличие от центральных районов России, где основу экономической жизни составляло земледелие, на Севере рано складывается торгово-промысловый и предпринимательский характер экономической жизни. Велик был удельный вес торгово-промысловой деятельности не только для поморов, живших вдоль Белого моря, но и для более южных уездов Архангельской и Вологодской губерний. Нечерноземные почвы, переменчивый климат при несовершенстве орудий труда не давали оснований для уверенности в завтрашнем дне, в том, что полученного урожая хватит на весь год, поэтому население и этих областей активно занималось отхожими промыслами для того, чтобы обеспечить семью. Мы согласны с утверждением Т. А. Бернштам, что в непривычных условиях жители северных регионов "выработали у себя совершенно своеобразный культурно-хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового хозяйства"11. Суровые условия жизни, постоянная проблема выживания заложили основу определенного психического склада, "который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особости"12. К этим высказываниям С. С. Щекиной следует добавить, что северян выгодно отличало трудолюбие, упорство, сильные волевые качества, прагматизм и вкус к предпринимательской деятельности, что во многом роднит северян по образу мировосприятия с западноевропейскими рационалистами.

Закреплению этих "родовых свойств" и индивидуальных качеств благоприятствовала возросшая в XVI-XVII веках роль Севера в торговых контактах с западноевропейскими странами. Архангельский порт - единственный выход к морю, через который русские купцы могли торговать с соседними странами. Здесь создаются иностранные представительства, поселения иноземных купцов, которые подолгу жили в городе, занимались предпринимательской деятельностью. Постоянные контакты с иностранцами благоприятствовали взаимопроникновению культур, взаимообогащению методов хозяйственно-экономической жизни. В связи с этим не было одноактного механического усвоения западных новшеств, они медленно "прививались" на Севере, накладываясь постепенно на исторически сложившийся уклад жизни. Верно, на наш взгляд, мнение Н. Я. Данилевского о невозможности пересадки ценностей одного культурно-исторического типа к другому, успех достигается лишь путем "медленной постепенной прививки"13. Как раз этот процесс и можно было наблюдать на Севере. Большее взаимопроникновение северо-русской и западной культур наблюдалось в городах. Соответственно городское население в значительной степени усваивало образ жизни, привычки и предпочтения выходцев из соседних стран. Сельские жители, многие из которых жили в отдаленных, труднодоступных уголках края, сохраняли традиционный уклад жизни, культуру, образ мыслей. Контакты Европейского Севера с западными странами продолжали сохраняться и на рубеже XIX-XX веков, несмотря на искусственное ограничение торговли через Архангельский порт Петром I, что дает основание утверждать, что городская интеллигенция не только унаследовала рационалистическое мировосприятие северян, но и в определенной степени формировалась под воздействием западной культуры.

На внутренний облик северного населения оказала влияние сложившаяся система социально-политических отношений. Как мы отмечали ранее, Север не знал крепостного права, здесь своим миром жили государственные и удельные крестьяне, которые обладали большими правами на землю. Как пишет А. Я. Ефименко, "каждый получивший "по делу" свой участок имущества мог свободно его продать, заложить, дать в приданое, отдать в церковь или монастырь", несмотря на то, что земли считались государственными14. Частнособственническая психология, "уверенность в личных достоинствах", значимость и ценность личной свободы благотворно влияли на духовный настрой народа. Также ярче выражена у северян, по сравнению с выходцами из центральных районов, приверженность демократическим ценностям. Объясняется она не только предыдущими высказываниями, но и тем, что на Севере рано сформировалась общинная демократия. Община-волость с крестьянским самоуправлением зародилась в XVI веке - раньше, чем где-либо. Деятельность сельских сходов была весьма разнообразной. Здесь принимались решения относительно землеустройства, распределения угодий, уплаты налогов, раскладки повинностей, выдела новых семей, сбора денежных средств на мирские дела. На сходе происходили выборы на общественные должности, разбирались жалобы крестьян, вершился суд, объявлялись мирские "помочи" и др. Решения сходов касались не только деловой стороны жизни деревни, но и этической - они одобряли или порицали отдельные поступки или образ поведения тех или иных людей. Убедительны суждения авторов монографии "Русские", которые отмечают, что "земские миры сыграли огромную роль в сохранении гражданского самосознания в среде северного крестьянства и посадского населения"15. Следует также отметить, что демократизм северной интеллигенции объясняется не только наследственным признаком, на ментальном уровне, но и сильным воздействием на жизнь региона и деятельность интеллигенции политической ссылки. Север - окраина России, куда всегда ссылали неугодных власти, и многие из них были высокообразованными людьми. Находясь под надзором полиции, они не могли открыто заниматься политической пропагандой и агитацией, но внесли свой вклад в духовное развитие региона, оставив после себя не только культурные ценности, но и идеи демократизма и свободолюбия. В 1908 году в Архангельской и Вологодской губерниях находились в ссылке 3844 человека или 36,6 процента всех ссыльных России16. В Архангельской губернии за 1896-1917 года побывали более 10 тысяч ссыльных, из них 20 процентов составляла интеллигенция17. Около 80 ссыльных врачей трудились на ниве "народного здравия". В их числе Сергей Андреевич Никонов - один из организаторов Общества архангельских врачей, талантливый хирург и гинеколог, Лев Борисович Сербин - первый фтизиатр на Севере. Не прекращал свою научную деятельность Василий Васильевич Берви-Флеровский - экономист и социолог. Долгие годы ссылки Петр Савич Ефименко посвятил изучению жизни, быта, народного творчества северян, одновременно являясь действительным членом Архангельского губернского статистического комитета. Павел Платонович Чубинский руководил переписью населения в 1863 году. Им же, совместно с другими, были произведены переписи в городах и уездных центрах губернии, обработаны их результаты, обращалось внимание на необходимость улучшения экономической статистики губернии. М. А. Колчин - историк Соловецкой тюрьмы, А. С. Пругавин - исследователь старообрядчества, В. В. Русанов - полярный исследователь, Р. Л. Самойлович - геолог, географ, историк, исследователь Арктики, в 1910 году секретарь Общества изучения Русского Севера. Список этот можно продолжать и далее18.

Совокупность ряда факторов внутреннего и внешнего порядков обусловили выраженный демократизм северной интеллигенции, что сказалось на ее общественно-политической позиции в дни октября 1917 года. Ценности февральской революции она приняла, так как они соответствовали духу и внутренним убеждениям всех слоев населения Севера. Вместе с тем крайне медленно прививались большевистские лозунги. Политически активная часть северной интеллигенции на собраниях и съездах профессиональных союзов и обществ указывала на пагубность политики большевиков, которая грозит разрушением культурных ценностей, экономики региона19. Однако приверженность решению конфликтных проблем законным, правовым путем, опираясь на народное волеизъявление, не позволяла ей использовать противозаконные, революционные методы борьбы. Не признав в октябре 1917 года власти большевиков, она и не выступила против нее активно. Как мы отмечали ранее, среди северной интеллигенции был весьма низок удельный вес политически активной, идеологизированной, так называемой "революционной" интеллигенции, особенно в сельской глубинке, где главными ее представителями были учительство (по несколько человек на волость) и духовенство.

Еще одним из факторов, оказавших влияние на внутренние убеждения и мировоззрение северорусской народности и соответственно северной интеллигенции, является религиозная традиция Европейского Севера. Многие исследователи обращают внимание на особую духовность и приверженность православию населения северных рубежей России. Действительно, в числе первых, кто осваивал эти регионы, были монахи. Монастырская колонизация имела большой удельный вес в освоении северного края. Они появляются здесь уже в начале XII века. В XV-XVII веках создаются такие уникальные центры православной культуры, как Соловецкий, Кийский, Антониев-Сийский и другие монастыри. Но спецификой их функционирования было то, что они зачастую сами культивировали новые формы экономической жизни, развивая торгово-предпринимательскую деятельность. Торговые контакты Соловецкого монастыря с греческим Востоком, Новым Афоном, западноевропейскими странами известны. Проповедуя, с одной стороны, идеи нравственного духовного совершенства личности, отказ от "мирских земных благ", православные монастыри в то же время своей деятельностью укрепляли частнособственнический дух поморов и способствовали обмирщению сознания. Одними православными духовными традициями не исчерпывается религиозная окраска Севера.

Северу характерна полифоничность религиозных систем. Вплоть до XX века сохранялись и соблюдались языческие обряды, продолжала жить традиционная народная культура. Вместе с тем много было здесь старообрядцев, о которых С. В. Максимов говорит как о весьма "грамотных мужиках", которые бережно хранили "старинные памятники письменности"20. Наконец, Север - это край, где мирно уживались мусульманские, католические и лютеранские храмы. Журнал "Всемирный путешественник" за 1877 год пишет, что Архангельск многоцветьем куполов напоминал скорее восточный город, нежели холодное северное поселение. На Севере сформировалась особая духовная атмосфера, где каждый исповедовал те ценности, которые ему были ближе, не вступая в конфликты, не объявляя войну друг другу. Это позволяет говорить не только о богатстве культурных традиций Севера, но и веротерпимости северян, лояльном отношении и уважении к чужим взглядам, мнениям, суждениям. В литературе и источниках нам не доводилось встречаться с примерами противоречий и столкновений между представителями различных конфессий. Всем предоставлялось место под солнцем, право на исповедование своих ценностей. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что специфические условия, в которых жил северный человек, благоприятствовали закреплению в нем таких черт характера, как прагматизм, свобода духа, приверженность демократическим ценностям, уважительное отношение к суждениям и мнению оппонента, сильные волевые качества и трудолюбие. Северная интеллигенция как часть социокультурного целого унаследовала их. Более того, под воздействием политической ссылки и контактов с выходцами из западноевропейских стран демократические традиции ее получили дальнейшее укрепление и развитие. Отдаленность Севера от центров большой политики не способствовала чрезмерной политизации северной интеллигенции. Преобладающее большинство ее представителей видело смысл своей жизнедеятельности на профессиональной стезе, в культурно-просветительской деятельности. Так, в начале XX века только в Архангельске функционировало 15 интеллигентских просветительских и благотворительных обществ21.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991; Тойнби А. Д. Постижение истории. - М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993; Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1991; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

2 Сорокин П. Указ. соч. - С. 185-186.

3 Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск, 1991; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. - М., 1993.

5 Литвин А. Л. Интеллигенция России периода гражданской войны (некоторые аспекты изучения) //Интеллигенция и революция. XX век / Отв. ред. К. В. Гусев. - М., 1985. - С. 213; Изменение социальной структуры советского общества (октябрь 1917 - 1920 гг.) / Отв. ред. В. М. Селунский. - М., 1976. - С. 262.

6 Максимов С. В. Год на Севере. - Архангельск, 1984; Островская М. А. Древнерусский северный мир. - Архангельск, 1912; Ефименко А. Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. - Архангельск, 1913; Бернштам Т. А. Поморы: Формирование группы и системы хозяйства. - Л., 1978; Щекина С. С. Поморский народный характер //Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран. - Архангельск, 1999. - С. 135-137; Теребихин Н. М. Очерки религиозной философии и маринистики Севера России. - Архангельск, 1999.

7 Максимов С. В. Указ. соч. - С. 356.

8 ГААО. Ф. 1865. Оп. 1. Д. 204. Л. 8; Попов А. Н. Архангельский край. Статистико-экономический очерк. - Архангельск, 1923. - С.9.

9 ТАРФ. Ф. Р-5867. Оп. 1. Д. 2. Л. 46.

10 Там же. Л. 43.

11 Бернштам Т. А. Указ. соч. - С. 31.

12 Щекина С. С. Указ. соч. - С. 137.

13 Данилевский Н. Я. Указ. соч. - С. 7.

14 Ефименко А. Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. - Архангельск, 1913. - С. 195. 15 Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М., 1997. - (Народы и культуры). - С. 536.

16 Гуркина Н. К. Указ. соч. - С. 41.

18 Смирнова М. А. Подстоличная Сибирь: (политическая ссылка и роль ссылки в развитии края). - Архангельск, 1999. - С. 5-7.

19 ГААО. Ф. 1865. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об.; Воля Севера. - 1918. - 4, 5, 11, 14 января; Известия ВУС. - 1919. - № 12. - С. 19-20.

20 Максимов С. В. Указ. соч. - С. 358.

21 Список лиц служащих в Архангельской губернии на 1914 год //Памятная книжка Архангельской губернии на 1914 год. - Архангельск, 1914. - С. 57.

Источник в интернете:

http://www.booksite.ru/fulltext/pos/ele/nie/phe/nom/en/19.htm

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое - восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества - опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что - зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.


Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии - грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё - объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств - эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка - энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Вставить таблицу 3 качества природы

БЛАГОСТЬ

НЕВЕЖЕСТВО

Основные характеристики

Духовное понимание жизни;

Чистота (внутренняя и внешняя);

Умиротворение;

Следование духовным законам;

Сохранение духовных традиций;

Честность;

Бережливость;

Способность контро­лировать себя;

Чувство долга и ответ­ственность;

Удовлетворенность;

Бескорыстие;

Способность жить на­стоящим.

Динамичность;

Созидательный

Недовольство насто­ящим;

Устремленность в бу­дущее;

Сильные контрастные эмоции;

Повышенная жажда внешних удоволь­ствий;

Хитрость;

Стремление уйти от ответственности;

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.

Основным фактором, который влияет на развитие индивидуума в окружающем мире, являются, в первую очередь, взаимоотношения между людьми, и обмен как субъективным, так и объективным опытом между ними. По средствам наблюдения за основными факторами, влияющими на развитие личности, которые происходят во время социализации индивидуума, были отмечены некоторые ключевые моменты, которые в итоге были разделены и организованы в систему основных уровней развития личности.

В первую очередь стоит отметить, что каждый человек, стремится сначала обустроить свою жизнь, а потом уже начинает думать обо всех тех, кто его окружает. Такая эгоцентричная точка зрения заложена в нас самой природой, и является частью нашей человеческой натуры, которую очень сложно нарушить, и что-то в ней изменить. Как-никак, люди, которые мыслят исключительно на таких низких уровнях сознания, способны обустраивать лишь свою собственную жизнь и благополучие, но при этом все окружающие будут терпеть сплошные неудобства, и поэтому такой человек, никогда не сможет стать достаточно социализированным в плане взаимоотношений с другими людьми.

Далее по списку следует, более развитый уровень сознания, который подразумевает собой узконаправленную организацию тех, или иных людей, объединенных какими-либо взглядами, либо убеждениями. Такого рода отношения позволяют вести эффективные и организованные действия против каких-то определенных вещей и понятий. Зачастую массовое сознание не имеет большой ценности как индивидуума, а лишь находится в подчинении более развитых структур.

На ступень выше от группоцентрического уровня стоит просоциальный, концепция которого заключается во взаимопонимании и взаимопомощи людей, которые считают себя полноценными частицами общества, и при этом, они сполна понимают свою роль, и свои обязанности в социуме. Людям подобного склада ума обычно свойственна чрезмерная самоотдача, и они при этом являются трудолюбивыми работниками, которые готовы жертвовать собой во благо великой цели, процветания общества в дальнейшем.

На духовном уровне развития сознания факторы влияющие на развитие личности могут находиться люди, имеющие совершенно различные взгляды на мир, но при этом они думают об одних и тех же насущных вопросах, о смысле жизни и бытия, о роли человека на земле, о духовности и религии.

Тем не менее, нельзя отделять людей на приверженцев к тем, или иным уровням сознания, поскольку все четыре уровня присутствуют в каждом индивидууме, отличается лишь только баланс между ними. Иногда баланс может нарушаться, например, если человек попадет в ситуацию, в которой ему нужно будет быстро принимать ряд важных решений, либо ему будут навязаны устои другой, доселе не известной ему культуры.

В нашем государстве, основным стрежнем нашей ментальности и культуры является стремление к духовному обогащению человека. Издавна было принято, что настоящий русский человек должен в первую очередь думать о совести, о порядочности и действовать в соответствии с христианскими традициями и устоями.

Советская же культура, значительно изменила склад мышления типичного русского человека, который хоть и помнил о своих личностных и духовных ценностях, но при этом вынужден был воспринимать себя в качестве части коллектива, с которым он, по сути, просто обязан был сосуществовать. Общество коммунистов в своей концепции представляло типичный группоцентиреский тип сознания, в котором каждый должен был думать скорее об обустройстве всей коммуны, чем о своем собственном благополучии.

Решающим моментом в формировании современного русского менталитета стало массовое внедрение западных культурных ценностей. В результате они очень сильно смогли повлиять на типичного советского человека, и в корне смогли изменить большинство ценностей русских людей, что в конечном итоге перенесло всю русскую нацию на переходную культурную ступень, находящуюся в преддверии к окончательному прорыву к более высокому уровню сознания общества.

Тем не менее, какой бы хорошей не казалась ситуация на первый взгляд, каким бы близким не казался долгожданный прорыв общественного сознания на более высшие уровни, в нашем современном обществе все еще имеют место предпосылки прошлого, которые подразумевают собой все те же организованные структуры, в виде различных группировок, и оппозиций. Подобного рода явления в русском современном обществе являются лишь тормозом прогресса, и развития общества в целом.

Психологические консультации. Индивидуальная, семейная
и групповая психотерапия

Психологи оказывают помощь взрослым в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия – это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера терапевтичекой группы дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение.


Похожая информация.


doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-12-19

ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Кениспаев Жумагельды Кубжасарович

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]

В статье анализируется сложный механизм формирования сознания человека в современном обществе. Автор выдвигает предположение, что изучение факторов, влияющих на сознание индивида, представляет собой одну из важных задач философии. Именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение. В настоящее время необходимо констатировать существование целой индустрии сознания, то есть с недавних пор воздействие на сознание не носит индивидуального характера, как было в традиционных обществах, а представляет собой целую отрасль, которая позволяет формировать определенное умонастроение у реципиентов. Если в эпоху возникновения философской мысли особое место занимали субъектно-субъектные взаимоотношения, то есть действовал принцип «учитель - ученик», то сегодня процесс социализации и передачи опыта носит все более субъектно-объектный характер.

Ключевые слова: человек, сознание, общество, философия, культура, духовность, идеология, наука, средства массовой информации, цивилизация.

В научной и популярной литературе часто можно встретить термин «индустрия сознания». Это понятие как нельзя точнее отражает особенности взаимоотношений между людьми в современную эпоху. Универсального определения этого термина пока не существует, но можно применить операциональную дефиницию. При первом приближении под этим термином нужно понимать механизмы манипуляции человеческим сознанием, способность некоторых структур (вольно или невольно) формировать общественное сознание, «объективно» отражающее существующее положение дел. Влияние на процесс становления системы ценностей, жизненных установок, типа мышления и в целом мировоззрения человека составляет сегодня неотъемлемую часть государственной идеологии. Не видеть этого или не замечать уже нельзя, а по большому счету даже опасно. Интерсубъективность предполагает бытие в социальной системе, сущность которой во многом определяется степенью развитости сознания индивида. Я бы сказал так: между уровнем развития сознания индивида и особенностями межличностных коммуникаций существуют прямо пропорциональные отношения. Возможно, сказано слишком категорично, но здесь преследуется цель - как можно ярче обозначить данную проблему в рамках философии.

Степень солидарности, коммуникации между людьми с каждым годом все возрастает. Диалог и синтез различных культур стали основой для воз-

никновения поликультурного общества. Казалось бы, что плохого в этом процессе. Но это только на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении положения дел мы сталкиваемся с негативными тенденциями процесса становления духовного мира современного человека. Мы пришли к тому, что, стремясь установить между людьми гармоничные, тесные взаимоотношения, стали отрицать индивидуальность и уникальность внутреннего мира человека. Отныне требуется не только внешнее сходство с другими людьми (особенно это важно в молодежной среде), но даже мысли должны быть унифицированными. Конечно, пока нет официальных юридических оснований для таких требований. Но существуют так называемые неписаные законы, которые по многим параметрам, а в первую очередь по своей обязательности, превосходят официальные законы.

Возникла даже целая инфраструктура под названием «Public Relations» (PR), которая все активнее включается в дело формирования менталитета подрастающих поколений в нашей стране. Правда, нельзя сказать, что это чисто российское изобретение, весь мир уже живет под диктатом людей, могущих теми или иными способами влиять на сознание человека. Знания механизмов формирования внутреннего мира индивида используются во многих случаях против человека. В самом широком смысле PR - это воздействие на сознание людей с определенной целью. Как и все другие сферы общественной жизни, PR имеет некоторые философские основания. Вопрос формулируется так: что должно было произойти, чтобы современный человек потерял автономию своего сознания? С другой стороны, почему обыватель не встревожен этим и его устраивает положение пассивного наблюдателя и подопытного объекта различных PR-компаний?

Воздействие на сознание человека, как отмечено выше, всегда имеет какую-то цель. В этом смысле между PR и идеологией существует определенная связь. Но ведь существуют традиционные формы детерминации человеческого сознания, механизмы социализации индивида в самом широком смысле этого слова, например, система образования. Так почему же возникла необходимость в новых формах воздействия на человека? Нам думается, что это связано, прежде всего, с переоценкой ценностей в современную эпоху, сегодня происходит кардинальная смена ценностных ориентиров человека. Как это ни странно, но с этим человечество сталкивалось уже много раз. Например, в греческой культуре V века до н. э. В эту эпоху остро встает проблема истины. Софисты исходили из принципа относительности в объяснении моральных и научных истин, а другая традиция во главе с великим Сократом утверждает тезис о самодостаточности истин, об их абсолютности. Недаром ученик Сократа Платон создает концепцию существования трансцендентного мира общих идей, абсолютных истин. Причем этот интеллигибельный вечный мир никоим образом не связан с миром эмпирическим, в котором все подвержено изменению.

Нам представляется, что воздействие, или, вернее сказать, манипуляция сознанием человека, необходима, прежде всего, для внедрения в их сознание новых ориентиров и новых смысловых нагрузок. Можно предположить, что готовится фундамент для построения цивилизации с совершенно изме-

ненными жизненными ориентирами (по крайней мере с точки зрения людей традиционной культуры). Такая подготовка ведется очень грамотно, если иметь в виду, что идеологи выбрали главным объектом воздействия сознание человека. Действительно, что бы мы ни говорили, но именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение.

Идеологическая машина рассматривает человека не в качестве личности, а как единицу толпы, ориентируется не на человеческое «я», а на обобщающее «мы». Такой принцип действует и в системе образования и во всех остальных сферах общественной жизни. Массовость, которая несовместима с развитием творческого потенциала человека, стала одной из главных характеристик современности. Можно утверждать, что идет процесс, направленный на зомбирование человеческой психики, он все больше из цели превращается в средство государства и иных заинтересованных структур. Наблюдаемые сегодня массовые психозы, беспорядки, преследования по национальным, партийным и иным признакам есть звенья одной цепи. По большому счету, несамостоятельное, зомбированное сознание можно направить на решение любых задач, и в первую очередь деструктивных, так как они не требуют творческого подхода или интеллектуальных усилий. Но это опасное оружие, которое может в любой момент выйти из-под контроля и нанести удар по своим же хозяевам. Во многих событиях последних лет, происходящих в России, чувствуется невидимая рука, умело манипулирующая неразумной и разъяренной толпой. Поиски врагов все не прекращаются, ведь именно они нам мешают жить достойно, как утверждают официальные идеологи. Можно предположить, что таким образом людей отвлекает от главных причин неустроенность их быта.

Современный человек все более становится зависимым от внешних условий, что мало способствует формированию его личности. Несвободный индивид лишь мнит себя свободным, он даже не догадывается о своем рабском положении, прежде всего свою зависимость от низших инстинктов и страстей. Уже никто не верит в сократовский интеллектуальный идеализм, согласно которому между истинными знаниями и добродетельной деятельностью человека существуют прямо пропорциональные отношения. Все это говорит о сложности и неоднозначности нашего сознания, о необходимости создания нетривиальных средств для выявления его сущности. Создание условий, способствующих раскрытию творческих сил каждого, является той заветной целью, к которой стремится всякий социум. «Воспитание души, - пишет В. П. Зинченко, - вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, - лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются» .

В нашей стране идет активная борьба за «умы и души» молодых людей. Партия, находящаяся у власти, не столько преследует цель, направленную на обеспечение более счастливой жизни для граждан, сколько пытается удержаться у власти любой ценой. Для пропаганды тех или иных норм жизни используются все возможные средства, находящиеся в руках правящего класса. Таким образом, формируется общественное сознание, которое ока-

зывает непосредственное влияние на процесс становления сознания индивида. К. Маркс как настоящий ученый раскрыл тайну механизма обогащения капиталистов и сделал свое открытие достоянием общественности. Что случилось потом, мы знаем - весь мир сотрясали социальные катаклизмы в течение столетия. Отреченные от результатов своего же труда, люди боролись за неотъемлемые права личности. «Социальный психоаналитик» К. Маркс раскрыл тайну латентного формирования сознания человека в условиях капиталистических отношений. И это открытие - одна из первых попыток освободить человека от индустрии манипуляции, а в широком смысле - от порабощения человека человеком. В этой связи становится понятным, почему в конце прошлого века в России учение марксизма стало подвергаться резкой критике. Идеологи новых отношений знали, что это учение своего рода оружие обездоленных людей против диктата волчьих законов капитализма. Знание действительно является силой, которую нельзя не учитывать, если мы желаем объяснить механизмы того или иного социального конфликта.

В. А. Лекторский утверждает, что тексты и знания есть необходимый элемент всякой цивилизации, и если исчезнут первые, то и человечества как такового не будет. Трудно с этими словами не согласиться. Но знание знанию рознь. Поэтому для установления буржуазного менталитета в России стали пропагандировать западную научную и художественную литературу соответствующего содержания. Но особая заслуга, конечно, принадлежит индустрии кино. Так происходило выявление и культивирование в структуре человеческой природы элемента стяжательства и мещанства. Период первоначального накопления капитала - это страшное время, когда выражение Homo homini lupus est можно понимать буквально. Но финансовая олигархия из-за боязни потерять все несколько сдала свои позиции, и жестокая эксплуатация человека сменилась более либеральной экономической политикой. Капитал, сращиваясь с властью в единое целое, при помощи средств массовой коммуникации формирует адекватный с их точки зрения духовный мир человека. Официальная пропаганда преследуй цель превращения установок и ценностных ориентиров общества во внутренние принципы и нормы каждого индивида. Существующие в сознании человека ориентиры во многом определяют поведение человека. Конечно, ценностная система молодежи отражает общую духовную ситуацию, сложившуюся в России. Сегодня ярко обозначились последствия внедрения в сознание россиян чисто эгоистических устремлений. А если учесть, что ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, то можно сделать вывод, что уже целое поколение прошло «школу» потребительского индивидуализма. Й. Хейзинга для характеристики неразвитого, инфантильного сознания человека вводит понятие пуерилизма, под которым он понимает сферу деятельности, в которой человек ведет себя как бы по мерке отроческого или юношеского возраста. «Сюда попадает, - пишет Й. Хейзинга, - например, легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам... Состояние духа незрелого юнца, не связанное с вос-

питанием, формой и традицией, в каждой области тщится получить перевес и слишком хорошо в этом преуспевает» .

Правда, нужно добавить, что такой «успех» носит временный характер и вскоре улетучится как сама молодость. Современная индустрия сознания эксплуатирует детский труд, использует юношеский задор и неисчерпаемую энергию. Когда молодому человеку, не имеющему ни базового образования, ни должного воспитания, ни опыта, говорят, что он талантлив и «раскручивают» его, зарабатывая на этом деньги, то в таком случае, с моей точки зрения, молодому человеку наносится глубокая психологическая травма, от которой трудно оправиться. В таких ситуациях воспитание сводится к привычке вести себя согласно определенному стереотипу. Тяжело смотреть на подростка, которого убедили в том, что он великий талант и которому в мире нет равных. По сути дела это уже ущербный в моральном отношении человек, который более не поддается воспитанию. Манипуляторы искусно скрывают «ниточки», которыми они повелевают своими манекенами.

Ф. Бэкон считал, что между внешней красотой человека и его внутренним миром существуют обратно пропорциональные отношения. «Почти не наблюдается, - пишет Ф. Бэкон, - чтобы очень красивые люди в других отношениях обладали большими достоинствами, как будто природа, выпуская их в свет, скорее, была озабочена тем, чтобы не допустить ошибки, а не тем, чтобы произвести совершенство. И поэтому они оказываются лишенными недостатков, но не обладают возвышенностью духа и заботятся, скорее, о манерах, чем о добродетели» .

Красота, с точки зрения английского ученого, делает молодость беспутной, за что приходится расплачиваться в старости. С другой стороны, конечно, молодой человек в своем творческом порыве должен чувствовать, что он, как принято говорить в таких случаях, «схватил Бога за бороду», и критические замечания более опытных товарищей не должны быть деструктивными, направленными на искоренение раньше положенного срока юношеского максимализма. Думается, что и после критики молодой человек должен верить, что у него в руках именно борода и что она принадлежит именно Богу. Но тем не менее приобщение к традициям и многовековой культуре более полезно, с нашей точки зрения, чем нигилизм, заправленный эгоизмом и нонконформизмом. В нашем обществе существуют двойные стандарты морали. Если в процессе обучения и воспитания в сознание учащихся вносятся идеи добра и справедливости, то в реальной жизни они сталкиваются с откровенной ложью официальных лиц, несправедливостью, беспардонным воровством из государственной казны денег налогоплательщиков и т. д. В сознание молодых людей вносятся несовместимые друг с другом ценности, с одной стороны - через процесс обучения и воспитания, а другим источником выступает реальная российская действительность. В случае неразрешимости этих противоречий подрастающее поколение будет искать «выход» в мире иллюзий при помощи наркотиков, алкоголя.

Во все времена люди прилагали немалые усилия для того, чтобы осуществить определенное воздействие на психику и сознание другого человека. Существуют целые традиции, направленные на некоторое преобразова-

ние сознания. Особое внимание уделялось категории знания, так как оно в содержании нашего сознания занимает центральное место. Знание принято определять как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Существует традиция, которая признает знание единственным элементом человеческого сознания. Тезис об определяющей роли знания в сознании оставался актуальным на протяжении тысячелетий. Общество, которое не заботится о своем подрастающем поколении, не имеет никакой перспективы на будущее, оно обречено на вымирание. Интеллектуальный потенциал общества не является какой-то абстракцией, он складывается из отдельных умственных сил, присущих конкретным людям. Такой потенциал формируется на протяжении многих десятилетий и является результатом функционирования хорошо организованной системы образования. Социальная дифференциация в обществе породила и дифференциацию в сфере образования. В настоящее время существуют как обычные школы, так и различного рода лицеи, колледжи, гимназии. Без сомнения, новые формы обучения направлены на повышение уровня образования и увеличение эффективности учебно-воспитательной работы. Но при всех достоинствах новых форм обучения нельзя не отметить и некоторые негативные моменты этого процесса. В частности, концентрация наиболее одаренных учащихся в элитных учебных заведениях обескровливает обычную школу.

Если сознание есть особый вид энергии и является проявлением творческой сущности человека, то эта энергия обнаруживается во всех областях его социальной практики. А потому сферу образования можно рассматривать как ответственную за формирование и «распространение» этого вида энергии. В ходе обучения и воспитания происходит своеобразное накопление и трансформация этой энергии в творчески активную и социально значимую деятельность. Резкая социальная дифференциация привела к тому, что система образования стала ареной борьбы различных сторон. Многочисленные политические партии и группировки объектом идеологической обработки выбрали именно систему образования от школы до вузов. Расчет, конечно же, верен: кто овладеет «умом и сердцем» подрастающих поколений сегодня, тот будет безраздельно господствовать завтра. Современное образование является сферой борьбы, миниатюрной копией борющихся стремлений и тенденций. В соответствии с этим образованный человек многократно детерминирован в своем духовном горизонте.

Так что же можно предпринять в нашу эпоху перемен? Каковы шансы реально противостоять процессу зомбирования людей? Сфера педагогической деятельности, без сомнения, является своеобразным форпостом этой борьбы. Думается, что весьма эффективным орудием является личный пример преподавателя. Нужно помнить, что существует мир сакральный и мир профанный. Сфера образования в большей степени имеет дело с первой категорией явлений. Знания - это священный опыт человечества, который имеет свой статус и никоим образом не связан с предвыборными интересами той или иной группировки людей. Поэтому в процессе обучения актуальным будет лозунг - отвлечемся от приходящего и займемся вечным.

Кроме того, для формирования самостоятельного мышления необходимо вводить в сознание человека долю сомнения, чтобы он не просто верил на слово, а умел и стремился проверять новую информацию. Если необходимо воспитать человека не только убежденного в могуществе знания, но и умеющего применять знания в практике, то нужно примешивать к «несомненному» дозу скепсиса.

В настоящее время социальная практика человека все больше становится интеллектуальной, он все больше работает с информацией, со знаниями, чем с материальными объектами. Но избыток информации может оказаться гораздо опаснее ее недостатка. Использование человеком техники имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, сейчас нам уже невозможно обойтись без современных методов технической обработки информации. Но всеобщая компьютерная грамотность, кроме всего прочего, служит благодатной почвой для воспитания человека «среднего», не обремененного специфическими физическими и ментальными отличительными чертами. Используя безоговорочный авторитет науки в общественном сознании, а также методы научного анализа, средства массовой коммуникации пытаются выступать в качестве истины в последней инстанции. В сознании индивида они постепенно превращаются в «посредников» между миром и человеком. Возможно, именно поэтому у нас столь популярны различные информационно-аналитические программы, которые по сути дела осуществляют процесс мышления вместо каждого из нас и выдают потребителю уже «готовый продукт» в виде политических и иных деклараций.

Литература

1. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 119-136.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.

3. Бэкон Ф. О красоте // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 347-486.

FACTORS OF MODERN SOCIETY, DETERMINING HUMAN CONSCIOUSNESS

Zhumageldy K. Kenispaev

Dr. Sci. (Philos.), Prof., Department of Philosophy and Culturology, Altai State

Pedagogical University

55 Molodezhnaya St., Barnaul 656031, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyzes the complex mechanism of forming human consciousness in modern society. We suggest that investigation of the factors influencing the consciousness of an individual is one of the important tasks of philosophy. It is the spiritual sphere that determines behavior, thinking and world view of a human. At present, it is necessary to ascertain the existence of an entire industry of consciousness. Recently the impact on consciousness is not of an individual character, as it was in traditional societies, today it is an entire branch that allows forming a certain mentality in recipients. If in the period of developing philosophical thought the special place was occupied by subject-to-subject relations, or the "teacher-pupil" principle, at the present stage the process of socialization and social transmission has more subjective-objective character.

Keywords: human, consciousness, society, philosophy, culture, spirituality, ideology, science, mass media, civilization.